Новосибирская
городская муниципальная
избирательная комиссия

Версия для слабовидящих
-

Последнее изменение информации на сайте: 10.12.2018

Городское управление 1988 г. – настоящее время

Выставка "Выборы главы городского самоуправления Новосибирска: страницы истории"

Городское управление 1988 г. – настоящее время

В связи с выходом Закона «О местном самоуправлении в РСФСР», разделением местного самоуправления на представительные и исполнительные органы прекратили свое существование старые органы власти: горсовет (1990 г.) и горисполком (1992 г.). Указом Президента РФ главой администрации города был назначен И. И. Индинок.

Основные выборы в городской Совет 21 созыва впервые в истории новейшего периода на альтернативной основе прошли 17.03.1990, довыборы и перевыборы по округам проводились вплоть до 1992 г. Горсовет по новому закону — постоянно действующий орган представительной власти с собственным аппаратом: председатель Совета, заместитель председателя, обслуживающий персонал, а также освобожденные депутаты (до 1990 г. горсовет работал на общественных началах). Количество депутатов — 150 человек. Высшим органом городского Совета является сессия, рабочим органом первоначально являлся Президиум горсовета, а с 1992 г. — Малый совет. Горсовет является юридическим лицом, имеет свою печать и счет в банке. В районах города также избирались свои райсоветы, количество депутатов — 100 человек. Структура райсоветов повторяла структуру городского Совета.

Законом «О местном самоуправлении в РСФСР» Советы были наделены многими правами, но компетенция народных избранников не была достаточно четко ограничена, и горсовет порой принимался за решение вопросов, входящих в круг ведения исполнительной власти, что приводило к конфликтной ситуации. В связи с образованием администрации города (31.12.1991) часть полномочий горсовета была утрачена, в частности, возможность влияния на кадровый состав исполнительной власти. Точку в разделении полномочий представительной и исполнительной властей поставил Устав города, принятый решением 17 сессии городского Собрания депутатов в октябре 1995 г.

Попытка государственного переворота 3-4.10.1993 вызвала появление Указа Президента РФ от 26.10.1993 № 1760, согласно которому была прекращена деятельность местных Советов народных депутатов всех уровней, в том числе Новосибирского городского и 10 районных (в городе), закрыты их счета в банке, функции переданы соответствующим администрациям.

Городской представительный орган был возрожден в форме городского Собрания депутатов. Выборы состоялись в марте и декабре 1994 г. Численность представительного органа уменьшилась в 6 раз и составляла 25 чел., однако, не все депутаты были избраны, и Собрание этого состава работало в количестве 16 чел. В соответствии с новым порядком глава городского самоуправления являлся одновременно и председателем городского Собрания и мэром. Он, как и все депутаты, проходил процедуру избрания по одному из округов. Городское Собрание депутатов решением 17 сессии от 05.10.1995 г. приняло Устав г. Новосибирска, в соответствии с которым все представительные, исполнительные и иные функции в городе осуществляет муниципалитет, состоящий из главы городского самоуправления — мэра города, городского Совета и мэрии. Согласно Уставу города в компетенцию городского Совета входит: принятие общеобязательных правил по предметам ведения городского самоуправления, утверждение бюджета города и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью органов местного самоуправления, должностных лиц городского самоуправления и др.

На сессии городского Совета 1990 — 2003 гг. рассматривались вопросы по социальной поддержке населения, о порядке установления цен и тарифов на услуги городского транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги, о городской системе налогообложения, об управлении муниципальным имуществом, программе содействия занятости населения, о ставках арендной платы за землю, о присвоении почетных званий, о территориальном общественном самоуправлении, о планах социально-экономического развития города, о бюджете города, о мерах поддержки местных товаропроизводителей и др. Финансовое обеспечение деятельности городского Совета осуществляется за счет бюджета города. Деятельность горсовета строится на основе гласности и регулярной отчетности депутатов перед населением как непосредственно в округах, так и через средства массовой информации.

Исполнительная власть в Новосибирске первоначально была представлена в виде администрации города (с 30.12.1991), в марте 1992 г. она была переименована в мэрию. Полномочия и функции мэрии по вопросам планирования бюджета, его исполнения, финансирования, учета, управления муниципальной собственностью, материально-технического обеспечения развития города, использования земельных и других природных ресурсов, охраны природы, строительства, транспорта, связи, благоустройства, жилищного хозяйства, коммунально-бытового, торгового, социально-культурного обеспечения и обслуживания населения, обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан изложены в законе «О местном самоуправлении».

В состав мэрии в 1992 г. входили 7 отраслевых департаментов, которым подчинялись управления, комитеты и отделы. Мэрию возглавляет мэр, он же определяет структуру мэрии. Директора департаментов одновременно являются заместителями мэра.

С 1996 года мэр избирается всенародным голосованием. Первые выборы состоялись 23.04.1996 (Толоконский В.А), последние выборы мэра прошли 26.03.2000 (Городецкий В.Ф.).

Структура мэрии на протяжении 10 с лишним лет постоянно совершенствовалась, менялась, реорганизовывалась. На 01.01.2003 г. в состав мэрии входило 10 департаментов, 208 комитетов, управлений и отделов и 10 районных администраций. При департаментах действует свыше 30 различных Советов, комиссий и коллегий.

Начало работы мэрии выпало не на самую благоприятную экономическую и политическую ситуацию в стране. В 1992 г. экономика города развивалась в условиях либерализации цен, приватизации государственной и муниципальной собственности. Политика «жесткой финансовой стабилизации», начатая правительством РФ, в условиях экономического и политического кризиса и не учитывавшая особенностей структуры промышленного производства, его тесной взаимосвязи со странами СНГ, еще более углубила социально-экономический кризис, дала мощный импульс усилению негативных тенденций: спаду промышленного производства, инфляции, падению жизненного уровня, безработицы, недофинансированию отраслей жизнеобеспечения, затуханию инвестиционной активности, развалу бюджетной, кредитно-финансовой систем и денежного обращения. В этот сложнейший период в городе формировались основы рыночной экономики, действовали товарная, фондовая биржи, биржа недвижимости, множество различных ассоциаций и торговых домов, информационно-рекламных центров, велась организационная работа по созданию ипотечного банка. Формировался муниципальный сектор экономики, представленный учреждениями народного образования, здравоохранения, культуры, предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, предприятиями благоустройства и дорожного строительства. Городское хозяйство финансировалось на минимальном уровне — только на поддержание, на развитие муниципального сектора средств не хватало. Существенно сократилось жилищное и социально-культурное строительство, Жилье возводилось в основном за счет предприятий, организаций, частых лиц.

Одним из основных направлений деятельности мэрии в этот период была социальная защита и поддержка населения. К концу 1992 г. была разработана программа по социальной защите населения. Меры, принятые мэрией в области социальной политики, в значительной степени позволили не допустить серьезного обострения социальной напряженности в обществе.
.










Промышленная политика мэрии была нацелена на повышение эффективности производства, формирования его рациональной структуры и улучшения управления предприятиями. Со стороны мэрии оказывалась помощь как крупным промышленным предприятия, так и малому бизнесу. Для ослабления последствий влияния кризиса неплатежей и в целях улучшения финансового состояния предприятий в городе мэрий была разработана система взаимозачетов, была внедрена система муниципального заказа, доля которого возрастает год от года. Работа с малым бизнесом осуществлялась через налоговую политику, муниципальный заказ, информационную, консультационную, маркетинговую и прочую поддержку. Для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в экономику города постановлением мэра утверждена «Концепция развития внешнеэкономической деятельности г. Новосибирска».

В области здравоохранения при поддержке мэрии были разработаны и финансировались ряд целевых программ: «Безопасное материнство», «Туберкулез», «Сахарный диабет», «Совершенствование оказания медицинской помощи» и др. Развитие материально-технической базы здравоохранения с середины 90-х гг. 20 в. проходило в основном интенсивным путем: проводился капитальный и текущий ремонт лечебно-профилактических учреждений, открывались диагностические центры и т.д.

Продолжалось расширение сети учреждений образования и культуры и спорта. Ежегодно осуществлялся капитальный и текущий ремонт школ, введены в эксплуатацию пристройки к нескольким школам, принято в муниципальную собственность большое количество детских дошкольных учреждений, открыты десятки специализированных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья, несколько детских домов для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, несколько семейных детских домов. Мэрия финансировала приобретение технологического и учебного оборудования для школ, регулярно выделялись средства для организации питания учащихся, на организацию летнего отдыха детей подростков. Были учреждены несколько стипендий мэрии для талантливых и перспективных учащихся и студентов. Открыт городской центр развития образования, составлен банк данных по существующим в городе экспериментальным площадкам, принят ряд документов, регулирующих инновационную работу в области образования, появились муниципальные гимназии и лицеи, организованы службы социальной адаптации подростков и молодежи, «телефон доверия», центр наркологической помощи подросткам и др. Администрация города прилагала все усилия для сохранения подростковых клубов по месту жительства, кинотеатров, спортивных сооружений.

Целенаправленная работа мэрии в области потребительского рынка и торговли отразилась в цивилизации торговых услуг в городе, ликвидации стихийных рынков, развитии сети стационарных магазинов и микрорынков, предприятий общественного питания, а также насыщении рынка продовольственными и промышленными товарами, прежде всего от собственных товаропроизводителей.

Одно из важнейших направлений работы мэрии — управление городским хозяйством. В первую очередь это содержание жилищного фонда. Новосибирск располагает огромным жилищным фондом. Общая площадь составляет порядка 25 млн. кв.м., из которых в начале 90-х гг. 20 в. примерно половина находилась на балансе ведомств и предприятий. Из-за отсутствия у предприятий средств на содержание своего ведомственного фонда многие предприятия обратились в мэрию с просьбой о передаче жилья в муниципальную собственность. За последние 10 лет в муниципальный фонд приняты миллионы кв.м. жилья и почти все оно с изношенными коммуникациями, требующее ремонта. Работу по капитальному и текущему ремонту, по реконструкции ветхого жилищного фонда, хотя и не в полном объеме, мэрия все-такт проводит.

Долгое время одной из самый злободневных проблем в период становления мэрии была транспортная проблема. Для улучшения транспортного обслуживания и обновления парка подвижного состава ежегодно мэрия приобретает троллейбусы и автобусы. В 1993 г. в городе появились автобусы частных предпринимателей. Ведется строительство новых автомагистралей и транспортных развязок. Делается все возможное для развития и строительства метрополитена. Во многом только благодаря усилиям мэрии строительство метро не прекратилось.

Расширяется контактная связь администрации города с жителями: организованы «горячий телефон», группа оперативного реагирования. Мэр и его заместители, начальники комитетов и управлений проводят личный прием населения, в общественную приемную со своими проблемами обращаются тысячи горожан.

Несмотря на стабилизацию промышленного производства, социально экономическое положение и особенно финансовое состояние города, в том числе бюджета, остается достаточно сложным. Для решения актуальных проблем, стоящих перед городом, мэрией разрабатываются и финансируются различные целевые программы, ежегодно принимается план социально-экономического развития города, проводятся различные конференции, круглые столы и проч.

С целью определения ориентиров социально-экономического развития Новосибирска, его роли в новых социально-экономических и геополитических условиях в настоящее время вплотную ведется разработка Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска. Фундаментальная концепция устойчивого развития города должна обеспечить его жителям безопасность и высокое качество жизни при сохранении природной среды, ресурсов и экологического равновесия всей экономической и общественной деятельности горожан. Стратегический план устойчивого развития Новосибирска ориентирован на базовые ценности и ценностные ориентиры городского сообщества: здоровье, безопасность, благосостояние, справедливость, воля и свобода. Генеральная цель плана — стабильное улучшение качества жизни (повышение уровня жизненного потенциала) всех слоев населения Новосибирска в процессе устойчивого развития города.

За послевоенный период Новосибирск превратился в качественно новый город. Благодаря созидательной деятельности, мужеству и героизму его жителей, их разуму, таланту, труду, а также целенаправленной работе городского управления в ХХI век Новосибирск вошел как современный мегаполис, крупнейший промышленный, транспортный, научный и культурный центр, столица Сибири, центр Сибирского федерального округа.