Новосибирская
городская муниципальная
избирательная комиссия

Версия для слабовидящих
-

Последнее изменение информации на сайте: 29.07.2017

Выборы главы городского самоуправления - мэр Новосибирска 28 марта 2004 года

Правовая основа

Законодательство о выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 27.09.2002 г. № 119-ФЗ, от 23.06.2003 г. № 83-ФЗ, от 04.07.2003 г. № 97-ФЗ и № 102-ФЗ, Закон Новосибирской области «О выборах главмуниципальных образований в Новосибирской области» от 27.10.2003 г. № 147-ОЗ, который был принят в новой редакции с учетом всех новелл федерального избирательного законодательства.

В соответствии со статьей 22 Устава города Новосибирска глава городского самоуправления – мэр Новосибирска является высшим должностным лицом города Новосибирска, наделенным населением города полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных и контрольных функций городского самоуправления. Мэр Новосибирска избирается на пять лет гражданами, проживающими на территории города, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Главой городского самоуправления – мэром может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.

Основные требования к проведению выборов главы городского самоуправления – мэра Новосибирска остались неизменными. Так, неизменной осталась мажоритарная избирательная система, в соответствии  с которой выборы мэра города могут проводиться в два тура. Если по результатам первого тура кандидат получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, он считается избранным на должность главы городского самоуправления – мэра Новосибирска. Если же ни один из включенных в бюллетень кандидатов по результатам первого тура не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По результатам повторного голосования избранным на должность главы городского самоуправления – мэра Новосибирска считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом число голосов избирателей, поданных за кандидата, получившего большее число голосов избирателей, должно превышать число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

При проведении повторного голосования допускается голосование по одной кандидатуре в случае, если после снятия всеми остальными случае, если после снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур либо выбытия по иным обстоятельствам в избирательном бюллетене на день голосования останется только один кандидат. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательное законодательство субъекта РФ восприняло новеллу федерального законодательства о снижении порога явки избирателей, предусмотрев, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие 20 и более процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей, в отличие от ранее действовавшего положения о необходимости 50-процентной явки избирателей для признания выборов состоявшимися.
Кроме того, в новом Законе Новосибирской области увеличен предельный размер средств избирательного фонда кандидата до 15 миллионов рублей, что, соответственно, повлекло за собой увеличение размера избирательного залога, который может быть внесен вместо необходимого количества подписей избирателей в качестве основания для регистрации кандидата. В соответствии с новым Законом размер избирательного залога составляет 2 миллиона 250 тысяч рублей.

Среди новаций следует отметить и положения пункта 2 статьи 26 Закона Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области», в соответствии с которыми лицо, замещавшее должность главы муниципального образования и досрочно прекратившее исполнение полномочий главы муниципального образования по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, либо отрешенное от должности Президентом России, главой администрации Новосибирской области, не может быть выдвинуто кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Законом Новосибирской области в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О политических партиях» более четко были сформулированы требования к порядку оформления и представления документов, необходимых для регистрации, к процедуре сбора и проверки подписей в поддержку выдвижения кандидатов, а также правила участия политических партий и их региональных отделений в избирательном процессе.
Закон предусматривает, что граждане Российской Федерации могут быть выдвинуты кандидатами либо путем самовыдвижения, либо путем выдвижения избирательными объединениями, избирательными блоками. При этом кандидат не может дать согласие на выдвижение более чем одному инициатору выдвижения. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, а кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Кроме того, пунктом 3 статьи 32 Закона Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» предусматривается, что регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Необходимо отметить, что выборы главы города проходили с учетом внесенных в Устав города поправок, согласно которым вновь избираемый глава города является высшим должностным лицом и не является по должности одновременно председателем городского Совета. Эти поправки были приняты с учетом нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Срок полномочий вновь избираемого мэра города увеличился с четырех лет до пяти.

В целях совмещения дня голосования на выборах главы городского самоуправления – мэра Новосибирска с днем голосования на выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года, на основании пунктов 3, 4 статьи 82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» городской Совет 29 декабря 2003 года принял решение № 335, которым был сокращен срок полномочий главы городского самоуправления – мэра Новосибирска, избранного 26 марта 2000 года, и выборы назначены на 14 марта 2004 года.

Следующий раздел: Избирательный округ