Новосибирская
городская муниципальная
избирательная комиссия

Версия для слабовидящих
-

Последнее изменение информации на сайте: 27.06.2017

Выборы главы городского самоуправления - мэр Новосибирска 28 марта 2004 года

Избирательные споры: практика рассмотрения

В период кампании по выборам главы городского самоуправления – мэра Новосибирска Новосибирской городской избирательной комиссией, в соответствии с требованиями законодательства, была организована работа по рассмотрению обращений субъектов избирательного процесса. С этой целью была создана рабочая группа Новосибирской городской избирательной комиссии по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, в компетенцию которой входило осуществление контроля за соблюдением участниками избирательного процесса прядка и правил ведения предвыборной агитации и предварительное рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях федерального и областного законодательства о выборах.

В состав этой рабочей группы, кроме членов городской избирательной комиссии, входили представитель Сибирского окружного территориального управления Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, сотрудники правоохранительных органов и представители СМИ. Кроме того, решением Новосибирской городской избирательной комиссии два члена комиссии с правом решающего голоса были наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Всего за период кампании по выборам главы городского самоуправления – мэра Новосибирска в Новосибирскую городскую избирательную комиссию поступило 75 заявлений и жалоб на нарушения избирательного законодательства. Более чем в половине заявлений (в 45 заявлениях) обжаловались действия средств массовой информации по информированию избирателей и порядку ведения предвыборной агитации, 13 обращений являлись жалобами на нарушения при распространении агитационных печатных материалов, 5 заявлений – на нарушения в процессе голосования и при подведении итогов голосования, 13 заявлений – на другие нарушения избирательного законодательства.

В результате рассмотрения по 11 заявлениям даны разъяснения, признаны необоснованными – 19, приняты решения об удовлетворении требований по 45 обращениям.

В процессе рассмотрения жалоб и заявлений Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссией направлено 12 представлений в органы внутренних дел, 3 представления – в прокуратуру, 10 представлений – в Сибирское окружное территориальное управление Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

Кроме того, Новосибирской городской избирательной комиссией в период этой избирательной кампании было составлено и направлено в суды города Новосибирска 29 протоколов об административных правонарушениях. Все протоколы были составлены в отношении средств массовой информации в связи с нарушениями порядка и правил ведения предвыборной агитации.

В том числе:

  • по ст. 5.5 КоАП РФ (нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов) – 25 протоколов;
  • по ст. 5.10 КоАП РФ (проведение предвыборной агитации вне агитационного периода) – 3 протокола;
  • по ст. 5.9 КоАП РФ (нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности) – 1 протокол.

Наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях – 17 – было составлено в отношении ООО «4 канал Телекомпания НТН». Наложены административные наказания на главного редактора газеты «Континент-Сибирь», редакцию газеты «Честное слово», главного редактора газеты «Мы - сибиряки», редакцию газеты «Комсомольская правда в Новосибирске», редакцию газеты «Автолавка».

Практика рассмотрения судами протоколов об административных правонарушениях в сфере избирательного законодательства в Новосибирской области только начала складываться, с учетом прошедших в декабре 2003 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и выборов главы администрации Новосибирской области. Кроме того, не было сложившейся практики применения постановления Конституционного суда РФ от 30 октября 2003 г. №15-П «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Анализ судебной практики свидетельствует, что суды по-разному подходили к оценке представляемых доказательств, особенно в части определения нарушений порядка информирования избирателей и порядка ведения предвыборной агитации. Так, из 17 протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении ООО «4 канал Телекомпания НТН», 9 было направлено для рассмотрения мировому судье Ленинского района (по месту нахождения юридического лица), а 8 – в федеральный суд общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска (по месту проведения административного расследования).

При первоначальном рассмотрении по всем 9 протоколам мировой судья вынес постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Основанием для прекращения явилось то, что суд не усматривал в действиях средства массовой информации умысла на ведение предвыборной агитации, ссылаясь при этом на постановление Конституционного суда РФ от 30.10.2003 г №15-П. С такой позицией мирового судьи после отмены его постановлений по протестам прокурора Ленинского района согласился и судья федерального суда Ленинского района, который в своем решении указал, что «не может быть признано агитацией информирование избирателей через средства массовой информации, в том числе об имевших место агитационных призывах голосовать за или против кандидата или о других агитационных действиях без непосредственно агитационных целей». Впоследствии, уже после окончания избирательной кампании, Новосибирский областной суд признал в действиях указанного средства массовой информации наличие состава административного правонарушения, и в результате на него было наложено административное наказание в виде штрафа.

В то же время при рассмотрении дел об административных правонарушениях в федеральном суде общей юрисдикции Центрального района по всем 8 протоколам суд согласился с позицией Новосибирской городской избирательной комиссии и признал в действиях ООО «4 канал Телекомпания НТН» нарушение порядка информирования избирателей и ведения предвыборной агитации. Решения Центрального районного суда города Новосибирска были поддержаны судебной коллегией по гражданским делам Новосибирского областного суда при рассмотрении кассационных жалоб.

Всего по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях на средства массовой информации наложены административные наказания в виде штрафов на общую сумму около 500 тыс. руб.

Все дела об административных правонарушениях рассматривались с участием прокурора, что способствовало более оперативному реагированию на принятые судом необоснованные постановления. По протестам прокурора были отменены 8 постановлений мирового судьи о прекращении производства по делу.

В период избирательной кампании 2004 года по выборам главы городского самоуправления – мэра Новосибирска было два обращения в федеральные суды общей юрисдикции Новосибирска об обжаловании действий избирательных комиссий.

  • Поводом для заявления Матвеева Д.А. в федеральный суд общей юрисдикции Дзержинского района Новосибирска на действия участковой избирательной комиссии № 1499 стало исключение его из списков избирателей в органы местного самоуправления. Матвеев Д.А. являлся гражданином Болгарии и проживал в городе Новосибирске на основании вида на жительство в СССР 1991 года, действующего до 01.02.2007 года, вид на жительство в Российской Федерации не имел, т.е. проживал на территории России временно. В связи с тем, что специального двустороннего договора между Россией и Болгарией по вопросу о предоставлении избирательных прав на выборах в органы местного самоуправления гражданам указанных государств нет, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд отказал Матвееву Д.А. в удовлетворении его требований. Позицию суда поддержала кассационная инстанция.
  • Гражданин Перфилов С.В. направил в федеральный суд общей юрисдикции Центрального района Новосибирска заявление о нарушении Новосибирской городской избирательной комиссией его избирательных прав на получение информации о кандидате на должность главы городского самоуправления – мэра Новосибирска. Перфилов С.В. обратился в Новосибирскую городскую избирательную комиссию с заявлением о предоставлении ему информации о состоянии здоровья одного из кандидата для осуществления своего права на выбор, однако получил отказ. Суд в своем решении признал действия избирательной комиссии законными на основании пункта 7 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым определено, что избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией. Сведения о состоянии здоровья кандидатом не предоставляются, следовательно, избирательная комиссия не вправе их требовать от кандидата и не вправе предоставлять избирателям. Суд отказал Перфилову С.В. в удовлетворении его требований.

Весь период избирательной кампании, особенно в период, связанной с агитацией в средствах массовой информации горизбирком активно сотрудничал с Управлением внутренних дел Новосибирска. В его адрес было направлено 12 представлений о пресечении нарушений порядка и правил ведения агитации и проведении расследования в отношении лиц, их допускающих.

В день голосования для обеспечения своевременного реагирования на поступающие жалобы и заявления работали оперативные штабы УВД города Новосибирска, прокуратура, суды. По вопросам проведения голосования 14 и 28 марта 2004 года и подсчета голосов избирателей в Новосибирскую городскую избирательную комиссию поступило 5 заявлений, в территориальные избирательные комиссии – два заявления. По результатам проверок не установлено нарушения законодательства о выборах.