Новосибирская
городская муниципальная
избирательная комиссия

Версия для слабовидящих
-

Последнее изменение информации на сайте: 11.12.2017

Выборы мэра города Новосибирска 1 марта 2009 года

Правовая основа

Законодательство о выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях») с учетом внесенных в него изменений, Закон Новосибирской области от 20.04.2007 года № 99-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» (в ред. Закона Новосибирской области от 24.12.2007 года № 194-ОЗ), Закон Новосибирской области от 17.07.2006 года № 19-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области» (в ред. Закона Новосибирской области от 07.07.2007 года № 131-ОЗ), Устав города Новосибирска.

В соответствии со статьей 37 Устава города Новосибирска мэр города Новосибирска - глава муниципального образования города Новосибирска является высшим должностным лицомгорода Новосибирска, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет мэрию города Новосибирска. Мэр города Новосибирска избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Новосибирской области.

Выборы мэра города Новосибирска назначаются Советом депутатов города Новосибирска в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «Об основных гарантиях» и Законом Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области».

Полномочия мэра города Новосибирска начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра города Новосибирска.

Днем вступления мэра города Новосибирска в должность считается день принятия им присяги.

Мэром может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.

Мэр города Новосибирска избирается помажоритарной системе абсолютного большинства, при которой избранным признается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В соответствии с Уставом мэр города Новосибирска осуществляет следующие полномочия:

  1. представляет город Новосибирск и мэрию города Новосибирска в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования города Новосибирска и мэрии города Новосибирска, а также представляет город Новосибирск и мэрию города Новосибирска при осуществлении международных и внешнеэкономических связей;
  2. принимает меры по обеспечению и защите интересов города Новосибирска и мэрии города Новосибирска в судебных и государственных органах;
  3. от имени города Новосибирска приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности;
  4. подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые решения Совета депутатов города Новосибирска;
  5. издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  6. вправе вносить в Совет депутатов городаНовосибирска проекты решений и поправки к проектам решений Совета депутатов города Новосибирска;
  7. вправе участвовать в депутатских слушаниях, работе постоянных комиссий и иных органов Совета депутатов города Новосибирска;
  8. вправе участвовать в работе сессии Совета депутатов города Новосибирска, в том числе в закрытых заседаниях Совета депутатов города Новосибирска, вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, участвовать в прениях на заседаниях Совета депутатов города Новосибирска;
  9. вправе требовать созыва внеочередной сессии Совета депутатов города Новосибирска;
  10. вносит в Совет депутатов города Новосибирска проект бюджета города Новосибирска и проект отчета о его исполнении;
  11. распоряжается средствами бюджета города Новосибирска;
  12. представляет на утверждение Совету депутатов города Новосибирска программы и планы развития города Новосибирска, организует их исполнение;
  13. осуществляет организацию сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города Новосибирска;
  14. представляет на рассмотрение Совета депутатов города Новосибирска проекты нормативных правовых решений Совета депутатов города Новосибирска о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие проекты нормативных правовых решений Совета депутатов города Новосибирска, предусматривающие расходы из бюджета города Новосибирска;
  15. организует и обеспечивает исполнение полномочий мэрии города Новосибирска;
  16. осуществляет общее руководство структурными подразделениями (отраслевыми (функциональными) и территориальными органами) мэрии города Новосибирска;
  17. разрабатывает и представляет на утверждение Совета депутатов города Новосибирска структуру мэрии города Новосибирска, утверждает положения о структурных подразделениях (отраслевых (функциональных) и территориальных органах) мэрии города Новосибирска, не являющихся юридическими лицами;
  18. определяет штаты мэрии города Новосибирска, назначает на должность и освобождает от занимаемой должности первых заместителей мэра города Новосибирска, заместителей мэра города Новосибирска и руководителей структурных подразделений (отраслевых (функциональных) и территориальных органов) мэрии города Новосибирска;
  19. осуществляет контроль за соответствием деятельности мэрии города Новосибирска и ее должностных лиц действующему законодательству;
  20. в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области отменяет или приостанавливает действие правовых актов должностных лиц мэрии города Новосибирска в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Новосибирской области, настоящему Уставу, решениям Совета депутатов города Новосибирска, правовым актам мэра города Новосибирска;
  21. назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

    21.1) устанавливает системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений при исполнении соответствующих расходных обязательств за счет средств бюджета города Новосибирска (за исключением субвенций из областного бюджета Новосибирской области);
  22. руководит гражданской обороной;
  23. организует осуществление муниципального земельного контроля на территории города Новосибирска;
  24. принимает решения о подготовке проекта генерального плана города Новосибирска, проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска;
  25. утверждает местные нормативы градостроительного проектирования;
  26. принимает решения о развитии застроенных территорий;
  27. определяет порядок получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
  28. организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска федеральными законами и законами Новосибирской области;
  29. осуществляет личный прием граждан и рассматривает их обращения;
  30. заключает договоры;
  31. осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми решениями Совета депутатов города Новосибирска.

    Мэр города Новосибирска в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению города Новосибирска и Совету депутатов города Новосибирска.

    Следует отметить, что за период, прошедший с предыдущей избирательной кампании по выборам мэра города Новосибирска в 2004 году, избирательное законодательство претерпело существенные изменения. Так, Федеральным законом от 25.07.2006 года № 128-ФЗ были внесены изменения в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях», касающиеся реализации пассивного избирательного права, т.е. права быть избранным. Пунктом 3.1. указанной статьи установлено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Дополнительные ограничения внесены в статью 4 Федеральными законами от 05.12.2006 года № 225-ФЗ и от 24.07.2007 года № 211-ФЗ, в соответствии с которыми не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

    а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

    б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

    в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

    г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

    Действующее законодательство о выборах предусматривает выдвижение кандидатов на должность мэра города Новосибирска непосредственно в порядке самовыдвижения и выдвижения избирательными объединениями, при этом Федеральным законом от 21.07.2005 года № 93-ФЗ из числа субъектов выдвижения были исключены избирательные блоки.

    Федеральным законом «Об основных гарантиях» и Законом Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области» предусмотрена обязанность кандидатов составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

    Регистрация кандидатов осуществлялась как на основании представленных в необходимом количестве действительных и достоверных подписей, так и на основании избирательного залога, который составлял 15% от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.

Следующий раздел: Избирательные комиссии