Уважаемые коллеги, уважаемые участники совещания!
В единый день голосования 8 сентября 2019 года состоялись прямые выборы мэра города Новосибирска. Не буду рассказывать Вам о статистических данных избирательной кампании, поскольку они размещены на сайте горизбиркома и опубликованы в сборнике, предлагаю вспомнить историю проведения выборов.
Выборы эти юбилейные. Городом в разные годы управляли 56 мэров. А вот первого градоначальника новосибирцы, тогда новониколаевцы, выбрали ровно 110 лет назад. Затем был перерыв и 25 лет назад вновь прошли выборы мэра в современной истории.
И сегодня коротко о выборах мэра города Новосибирска с 1994 года. В этот год мэр выбирался из состава Совета депутатов, предварительно избравшись по одному из округов, а вот с 1996 года мэр избирается на должность прямым голосованием, когда горожане определяют кто же возглавит город в следующие пять лет. Далеко не во всех российских мегаполисах мэр избирается таким образом, а у нас 8 сентября состоялись именно такие выборы и уже шестые по счету.
Впервые мэром города на всеобщих выборах был избран Виктор Александрович Толоконский, затем трижды в 2000, 2004, 2009 – Владимир Филиппович Городецкий, и теперь во второй раз (2014, 2019) на выборах победил Анатолий Евгеньевич Локоть.
Каждая из избирательных кампаний имела свои особенности, серьезно влиявшие на ее организацию и проведение.
В первую очередь, это конечно же динамичность избирательного законодательства. Так, до выборов 2009 года в бюллетене присутствовала строка «против всех», в дальнейшем закон был изменен. Дважды менялся подход к досрочному голосованию – данная норма применялась при проведении выборов с 1996 по 2009 год, затем была исключена, а к моменту проведения выборов мэра в этом году вновь внесена в закон. При этом число лиц, проголосовавших досрочно, тоже очень различно – 23178 избирателей в 2009 году и в 4 раза меньше – 6778 избирателей в 2019.
Менялись также подходы и по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов: например,
- на выборах в 2004 году вместо сбора подписей избирателей мог быть использован избирательный залог, и один из кандидатов такой возможностью воспользовался,
- а вот с 2014 года все политические партии при выдвижении кандидата были вообще освобождены от сбора подписей и как результат:
· в 2014 году из 11 кандидатов, представленных в бюллетене, 10 – выдвинуты политическими партиями,
· а в 2019 году из 15 – 14 выдвинуты политическими партиями
Кроме этого, в 2019 году расширился круг наблюдателей. Раньше наблюдателей могли назначить кандидат и избирательное объединение, то в этом году такое право получила Общественная палата Российской Федерации и Новосибирской области, которым она успешно воспользовалась.
Изменения законодательства коснулись и организаторов выборов, так с 2012 года избирательные участки стали образовываться сроком на 5 лет, что дало возможность значительно повысить уровень профессиональной подготовки членов комиссии, появились члены территориальных комиссий, работающие на постоянной основе, а соответственно имеющие, определенные трудовым законодательством, гарантии.
С развитием города растет и число избирателей, если на выборах в 2000 году это было 1 103 357, то в этом году это уже 1 187 800, т.е. прирост составил около 85 тысяч, соответственно растет и количество избирательных участков, так в 2000 году их было 557, а в 2019 уже 620. И это не предел, ведь с учетом развития города, растущего многоэтажного строительства, увеличение численности избирателей ожидаем и в дальнейшем.
Однако при этом активность горожан падает:
- в 2000 году в выборах приняло участие 60,6% (в этот период люди устали от революционных событий, экономического кризиса, задержки пенсий и зарплат, люди хотели стабильности)
- в 2009 – 50,3%,
- обратите внимание, уже в 2014 – 32,5%,
- а в 2019 – и вовсе 20,6%. Причем на выборах губернатора горожане проголосовали также (разница меньше процента).
Это обусловлено различными обстоятельствами, и прежде всего определение единого дня голосования, а в этот период времени года:
- и дачный сезон,
-и сбор урожая, -
- и установившаяся хорошая погода,
- и открытие сезона охоты,
- и не окончившиеся отпуска,
и все это выпадает на единый день голосования в сентябре. Но при этом надо иметь в виду, что участие в выборах является свободным и добровольным, а соответственно возможность не прийти голосовать - составляющая этих принципов. Можно по разному оценивать данный факт, с одной стороны как недоверие избирателей к выборам как таковым, а с другой – видимо избирателей все устраивает.
Что касается кандидатов на должность мэра, то также можно отметить особенности различных избирательных кампаний:
- Во-первых, увеличивается число кандидатов, включенных в бюллетень для голосования. Например, на выборах в 2004 и 2009 их было по 4, но практически все они имели опыт управленческой работы и высшее образование, а на выборах в 2014 и 2019 годах – это очень разноплановые претенденты на должность, как в части опыта работы и уровня образования, так и в части возраста. Количественно кандидатов, включенных в бюллетень, в 2014 году – 11, а в 2019 - 15 кандидатов.
- Во-вторых, не могу не отметить, что качественный состав кандидатов оставляет желать лучшего. Хотелось бы, как и раньше, видеть образованных, высококвалифицированных и самодостаточных, ответственных и опытных кандидатов, являющихся патриотами своего города.
- В третьих, как положительный факт можно оценить то, что избирательный бюллетень в 2019 году был представлен тремя представительницами «слабого» пола. Женщины уже выдвигались в качестве кандидатов на пост мэра и в 2004, и в 2014 годах, но на день голосования по разным причинам в бюллетень включены не были.
Следует отметить, что избирательные кампании отличались и по своей напряженности в части обжалования действий как кандидатов, так и избирательных комиссий:
- в ходе подготовки и проведения выборов в 2004 году было рассмотрено 75 письменных обращений и предъявлено 2 судебных иска;
- а вот в 2009 году всего 19 жалоб и ни одного обращения в суд;
- самые напряженные в этой части выборы 2014 года, когда было рассмотрено 133 обращения и 10 судебных исков;
- в период кампании 2019 года в избирательные комиссии различного уровня поступило 59 обращений, судами рассмотрено 6 административных исков, в том числе 2 в апелляционном порядке. Не смотря на то, что количество обращений в период последней кампании можно назвать средним, следует отметить сложность их рассмотрения, так как в большей части они связаны с вопросами проведения агитации в социальных сетях, и сбора средств в избирательные фонды через системы онлайн сбербанка. А разрешение данных вопросов не до конца урегулировано как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения практики.
Различна активность кандидатов и при проведении предвыборной агитации, это показывает:
- и количество тиражируемых агитационных материалов,
- и использование новых видов и форм агитации,
- и различные суммы расходов на указанные цели.
Так при проведении последних двух избирательных кампаний наблюдается тенденция к увеличению затрачиваемых кандидатами средств, и если в 2014 году кандидаты затратили 35 миллионов рублей, то в 2019 году эта цифра достигла 47 миллионов рублей.
Увеличивается и количество тиражируемых агитационных материалов, но если изначально агитационные материалы были представлены в большей мере печатной продукцией, то на выборах 2019 года ситуация меняется. Традиционные формы агитации, такие как билборды, печатные СМИ, радио и ТВ конкурируют с онлайн-рекламой. Из общего тиража в 19,5 миллионов экземпляров - 14 миллионов 400 тысяч экземпляров приходится на аудиовизуальные агитационные материалы, в том числе таргетированные, размещенные на сайтах в сети интернет (это значит гибкие настройки, целевая аудитория, получение быстрого результата). При этом два кандидата избирательные фонды не формировали и соответственно агитационных материалов не выпускали.
Также нельзя не обратить внимание на то, что избирательная кампания 2019 года имела и ряд организационных отличий от своих кампаний – предшественниц, связанных с техническими усовершенствованиями:
-на 552 участках и в 10 территориальных комиссиях впервые осуществлялось видеонаблюдение,
- на 312 участках применялись комплексы обработки избирательных бюллетеней (это в три раза больше, чем на предыдущих выборах),
- на остальных 308 участках впервые применялось специальное программное обеспечение для изготовления протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом - QR- кодом
- кроме того был реализован проект по переходу на безналичный расчет выплат членам избирательных комиссий за работу по подготовке и проведению выборов.
В завершение своего выступления по подведению итогов выборов в единый день голосования на территории города, главное - благодарю всех участников избирательного процесса и прежде всего членов территориальных и участковых избирательных комиссий, которые ответственно выполнили свои обязанности. И конечно благодарна избирателям, выполнившим свой гражданский долг, пришедшим на избирательные участки и сделавшим свой выбор. Благодарю всех, кто помогал городской муниципальной избирательной комиссии в реализации своих полномочий, это и Избирательная комиссия Новосибирской области, и Мэрия города. Отдельно благодарю за организацию совместной работы в день голосования по защите прав избирателей уполномоченного по правам человека Новосибирской области. Благодарю представителей СМИ и бизнес сообщества, которые оказывали информационную поддержку и точно в установленные сроки оказывали разного рода услуги. Также благодарю сотрудников Управление внутренних дел за обеспечение безопасности и правопорядка.
Коллеги, коротко у меня всё.
Всех благодарю за внимание.













